***
...Среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр тяжести нашей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь человека.
***
Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, — дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своими движениями, своими мыслями, желаниями, чувствами, интересами...
***
Кто старается работать лучше — тому интересно, кто отлынивает от работы — тому скучно. Скучна самая интересная работа, если не умеешь делать ее хорошо.
***
Всякое дело платит за нашу щедрость удовольствием!
***
Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к увлечению.
***
Когда впереди опасность, у каждого человека собираются силы, притом огромные. У одних — в руках, чтобы драться, у других — в ногах, чтобы бежать.
***
Внешние причины действуют только через внутренние — это один из основных законов человеческой психики.
***
Когда человек плохо учится, он становится проблемой для всех — для отца, матери, для учителей. Постепенно он привыкает смотреть на себя как на «проблему».
***
Все, что нужно, — маленький первый успех в трудном деле.
***
Ничто так не поддерживает веру в себя, самоуважение, как однажды побежденный страх.
***
Скажи мне, чье одобрение тебе нужно, и я скажу тебе, кто ты.
***
Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая трудная задача ученика.
***
Умственный труд абсолютно невозможен без труда души, работа ума — без работы сердца.
***
Для многих самые скучные собеседники на свете — это они сами.
***
Внимание — жизнь, ясность сознания. Невнимательность — сон, расслабленность, вялость мысли и чувства.
***
Лучший способ развить внимание — научить себя быть внимательным к людям.
***
Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к человеку.
***
Способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот — как раз эта способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда садишься за уроки.
***
Учиться в классе, в котором никто не хочет и не умеет учиться, трудно. Это все равно что плыть против течения. Нужна огромная сила воли!
Педагогика для всех
***
В воспитании все начинается в детстве, это верно, но в чьем? — В детстве родителей.
***
Как бы высоко ни занесла человека судьба, как бы круто ни обошлась она с ним, счастье его или несчастье — в детях. Чем старше становишься, тем больше это понимаешь.
***
Образ Ребенка у каждого свой, а образ Человека у всех примерно одинаковый.
***
Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, как думают, а облегчаем, и притом опасно облегчаем. Мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность.
... И если мы постоянно наказываем, осуждаем, делаем замечания, то вырастают люди, которые боятся самостоятельности, боятся свободы.
***
Зависимое существо, духовный белоручка — не встречали? Руки могут быть в мозолях, ум изощрен, память забита знаниями, а дух спит, неразвит. К ответственному моральному выбору человек не способен, боится его, живет в полной зависимости от своего окружения, от сослуживцев, от жены, от каких-то темных сил, поднимающихся из глубин его души. Самостоятельным его никак не назовешь.
***
Воспитание — это научение свободе, научение самоосвобождению.
***
Дом должен быть норкой для маленького ребенка и берлогой для большого, для подростка. Когда бы и откуда ни вернулся сын домой, встретим его с радостью.
***
Все дети, видимо, делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.
***
Детным людям нельзя не верить в красоту нравственного мира, иначе мы не воспитываем, а развращаем детские души.
***
Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно.
***
Все счастливые семьи счастливы одинаково. Почему? Да потому, что люди до ужаса изобретательны на неправду.
***
Разоблачая ложь, мы гордимся своей проницательностью, но меньше любим ребенка, и он меньше любит нас.
***
Отец-пахарь, отец-кузнец и отец-телезритель — разные воспитатели, и разная у них воспитательная сила.
***
Бывает, что родители росли в ужасной нищете, а детей им приходится воспитывать чуть ли не в роскоши. Педагогическая катастрофа! Воспитание в этом случае возможно лишь тогда, когда к материальной роскоши прибавляется и духовная, но это бывает очень редко. Обычно заботы по достижению достатка вытесняют заботы духовного ряда. Но родителям духовность заменяет их энергия, их успех, их стремление к успеху — какие-никакие, а люди. На долю же детей их не остается ничего — ни духа, ни энергии, ни собственного успеха, и они погибают душой.
***
Мы не потому не верим в детей, что они плохие, а дети потому и становятся плохими, что мы в них не верим.
***
Не смейте подозревать ребенка в дурном! Даже если для подозрения есть все основания.
***
Чем искреннее я сегодня вижу в ребенке человека, тем лучше он будет, когда вырастет.
***
Мы все тянемся к родным, близким, любящим людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Нельзя, чтобы жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, были вечными экзаменаторами.
***
Волны воспитания — это любовные волны, они идут не по умственному каналу «понимаю — не понимаю», а по душевному каналу «принимаю — не принимаю». Понимают — умом, принимают — душой. Чувствуешь, что к тебе хорошо относятся, и любое замечание стерпишь. Не любят тебя — и слышать не хочу, всегда готов к отпору.
Поэтому речи одного человека доходят до нас, другого — нет.
***
За вопросом «виноват или не виноват?» скрывается вопрос «люблю или не люблю?». Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже весьма не похоже на любовь. (...) И значит, мы перед ребенком виноваты во сто раз больше: на нас лежит тяжелый грех нелюбви к собственным детям.
***
Когда ребенок набедокурил, провинился, у нас есть две возможности: показать, что мы его меньше любим, что мы сердимся, негодуем; и показать, что мы по-прежнему или даже больше любим его, жалеем и разделяем с ним его неприятности. Тогда источником неприятностей и мучений совести будем не мы, родители, а сам проступок. Плохо то, что я плохо поступил, а не то, что родители узнали об этом и наказали меня. Родители всегда со мной в моих бедах.